+(81)90-9829-4555        japansunrise2007@gmail.com

Проведу экскурсии на 5% дешевле, чем предлагают ЛЮБЫЕ наши конкуренты!

Император Японии

Происхождение японского императорского дома окутано странностями, легендами и предрассудками. Вот хотя бы один удивительный факт: правящая династия не прерывалась в течение, по крайней мере, полутора тысяч лет. Другой факт: в отличие от европейских монархов, в отличие от всех остальных японских семей, домов, кланов и родов, императорский дом не имеет фамилии — вещь немыслимая для Европы. Положение правящего дома в Японии было настолько своеобычно и прочно, что никакой фамилии ему попросту не требовалось.

Фигура японского «императора» была священной. Но это была другая, отличная от Европы священность. Это была своеобразная неприкосновенность — в том смысле, что японский император не становился предметом живописного или словесного изображения или становился в минимальной степени. Японский император напоминает синтоистское божество, которое, как правило, тоже никогда не изображается. За исключением древних мифологическо-летописных сводов мы имеем чрезвычайно мало «живых» свидетельств, помогающих нам в портретировании японских правителей.

В глубокой древности правитель Ямато (Японии) назывался просто-напросто «великим господином» (оокими). Раз были господа (кими), был среди них и великий господин. То есть правитель был «всего-навсего» первым среди равных. Однако по мере того, как расширялась территория государства и повышался авторитет правящего рода, все больше требовалось и символическое оправдание такого положения.

Японские правители древности обладали по крайней мере тремя именами: детским, взрослым и посмертным. С идеологической точки зрения самым важным было многосоставное посмертное имя — именно оно лучше всего отражает то, что хотела внушить самой себе, а заодно и всем остальным, правящая элита. В посмертное имя императора Тэмму входит следующее словосочетание, имеющее прямое отношение к китайской политической мысли: Небесный Мудрец с Оки (Оки-но Махито), — одна из трех священных даосских гор, где обитали бессмертные мудрецы. Земной император тем самым уподоблялся небесному божественному повелителю. Именно поэтому в императорских указах столь часто употребляется выражение «камунагара» — «Являясь божеством». Тронный зал правителя назывался либо «фиолетовым дворцом» (фиолетовый — самый священный цвет), либо «Залой Великого Предела». Понятие Великого Предела выражало собой идею предельного состояния бытия, из которого путем последовательного удвоения рождаются женское и мужское начала, а затем и все сущее.

Атрибутами императорской власти в Японии являются МЕЧ, ЗЕРКАЛО, и ЯШМОВАЯ ПЕЧАТЬ. Железные мечи и бронзовые зеркала во множетсве находят при раскопках древних курганов, т.е. уже тогда полагали, что они обладают сакральной силой. Печать на всем Дальнем Востоке является атрибутом определенных властных полномочий. Ранее, до начала всеобъемлющего китайского влияния, роль печати выполняла магатама — пластина из полудрагоценного камня, выполненная в форме запятой. Все три регалии передаются из поколения в поколение при вступлении нового императора на престол.

Герб императорского дома — это шестнадцатилепестковая хризантема. Часто изображается в качестве современной государственной символики — например, на заграничных паспортах. В японской культуре хризантема считалась знаком долголетия, что связано с известной стойкостью хризантемы перед холодами. Легенда сообщает что, возле одной реки на скале росло множество хризантем. Роса с цветков скатывалась в воду, и те люди, которые пили воду из реки, отличались отменным здоровьем и долголетием. Отсюда и происходит поверье: вино, настоянное на лепестках хризантемы, продляет жизнь до 8000 лет.

Правящий род Японии считал себя потомком главного божества синтоистского пантеона — Аматэрасу. Доминирующее положение этого рода было изначально обусловлено родством с божеством солнца. Именно кровное родство обеспечивало императору и его потомкам трон, все остальные соображения не играли никакой роли. Никто из возможных соперников императорского рода не мог претендовать на то, что, в случае свержения правящего дома, кто-нибудь признает его законным государем. Поэтому и попыток свержения императора в японской истории почти не наблюдается.

Вплоть до обновления Мэйдзи порядок наследования в Японии не был определен. В настоящее время престол передается только по прямой мужской линии. До этого времени императором или же императрицей теоретически мог стать любой представитель правящего рода. Поэтому бездетность императора или же отсутствие в его потомстве сыновей не приводило к прерыванию династии, как это случалось в европейской и российской истории. Тем не менее, более предпочтительным все равно считалось занятие престола прямыми мужскими наследниками правящего тэнно.

За весьма редкими исключениями, японский император никогда не обладал той полнотой распорядительных полномочий, которыми владели его европейские и русские монархические коллеги. Так, совершенно невозможным выглядит появление японского императора на театре военных действий в качестве верховного главнокомандующего. Тэнно не покидает пределов столицы, не путешествует ни по стране, ни, тем более, за границу, поскольку главная функция тэнно — это пребывание в сакральном центре, т.е. во дворце. Император участвует в ритуалах как первожрец синто, ему совершают поклонения как живому божеству, но он обязан поддерживать ритуальную чистоту и потому не касается мирских дел. Сам факт нахождения его на престоле является самой надежной гарантией того, что дела в стране идут как надо. Другая важнейшая функция императора — речевая, поскольку именно от его имени провозглашались указы. Еще одной функцией императора было управление временем — дело, которым в древних обществах обычно занимались жрецы. Составлявшиеся в конце года календари от имени самого правителя распространялись по всем учреждениям и провинциям. Таким образом, именно император являлся «хозяином» будущего времени и регулировал его ход. Император имел право и на переименование девиза до истечения срока своих полномочий. Никаких чисто церковных календарей в стране не существовало. Контроль над прошлым временем осуществлялся императором с помощь летописей — именно по его повелению они составлялись чиновниками, а не монархами, как повелось в России.

Структура японской власти на протяжении последних полутора тысяч лет была такова, что реальными распорядительными полномочиями почти всегда обладал не сам император, а другой человек или институт, что делало тэнно принципиально неуязвимым для любой критики, которая могла бы быть направленной в его адрес. В древности это был глава рода. В средневековье это были военные правители — сегуны, которые получали формальное назначение государевым указом. В новейшее время функцию по управлению страной взяли на себя парламент и правительство.

Нынешний статус императора, который принятая после окончания второй мировой войны конституция определяет как символ единства нации, вполне вписывается в исторические реалии. Все социологические опросы показывают, что людей, которые выступали бы за отмену института тэнно, чрезвычайно мало.

По материалам книги А.Н. Мещерякова «Книга Японских символов».

Поделиться: {odnaknopka}

Поделитесь с друзьями этой информацией